Чем отличается задвижка от вентиля
Они действительно похожи, как по внешнему виду, так и по назначению. Для пущей сложности в быту их не совсем верно называют запорными кранами. Путаницу дополняют полуоборотные краны, шаровые и дисковые (т. н. задвижка Баттерфляй). К тому же вентиля инженерами уже давно таковыми не называются. С 1982 года принято называть их запорными клапанами. Вентиль остался его обиходным названием. Вот в такой путанице терминов нам и предстоит разобраться. И кроме основного вопроса, постараемся ответить на схожие:
- чем отличается кран от задвижки;
- чем отличается кран шаровый от задвижки.
Вентили с задвижками — разновидности трубной арматуры. Применяются для полного перекрывания, открывания, а в некоторых случаях и регулирования потока среды в трубе. Хотя для специалистов это два различных механизма, существенно отличающихся по устройству, свойствам и сфере применения.
Задвижка
Задвижки — это трубная арматура, в которой запирающая деталь движется под прямым углом к направлению движения среды в трубопроводе. Используются преимущественно для полного перекрывания и открывания потока, редко — для его регулирования. Сферой их применения являются трубопроводы различного хозяйственного назначения, диаметром от 15 мм до 2 м, с рабочим давлением в системе p ≤ 25 атм и T ≤ 560 °C.
Размер задвижки обычно соответствует сечению трубопровода. В ее корпусе имеется два внутренних седла, внутрь корпуса через крышку помещен затвор, присоединенный к шпинделю. Шпиндель в свою очередь соединен с ходовой гайкой. При вращении одного из них (вручную за штурвальное колесо, либо с помощью электропривода) производится перемещение затвора для перекрывания/открывания потока.
Достоинства и недостатки
Основным отличием задвижки является ее низкое гидравлическое сопротивление, что особенно ценно применительно к магистральным трубопроводам, где важны низкие энергетические потери при прокачивании жидкостей и газов на значительные расстояния.
К минусам данного устройства относят:
- значительную строительную высоту (за счет выдвижного шпинделя);
- большое требуемое время на закрывание и открывание;
- изнашиваемость уплотнительных элементов в процессе эксплуатации;
- опасность заклинивания при загрязнении, низких рабочих температурах.
По типу затвора задвижки бывают
- Клиновые (седла располагаются под углом одно к другому, затвор — клиновидный):
- задвижка клиновая с жестким клином (ее вариант — задвижка с обрезиненным клином);
- двухдисковые (клинкетная задвижка);
- с упругим клином.
- Параллельные (седла — параллельно расположенные, запирающие диски затвора — тоже).
- Шиберные задвижки (тип с единственным запирающим диском, в т.ч. задвижка шиберная с электроприводом).
- Шланговая — запирание потока производится путем передавливания затвором гибкого резинового шланга.
По способу изготовления и материалу бывают
- литые (задвижка чугунная, из алюминиевого, стального литья);
- стальные штамповано-сварные.
Вентиль
Отличие вентиля от задвижки в том, что у него запорный элемент (тарельчатый (золотниковый), игольчатый) движется параллельно относительно потока вещества в трубе. Вентиль запорный (правильно — клапан) также используется преимущественно для перекрывания движения среды в трубе, но может применяться и для регулирования гидравлического сопротивления в трубопроводе (интенсивности потока).
Вентили запорные обеспечивают лучшую герметизацию при перекрытии потока, потому применяются в гораздо более тяжелых условиях (давление в системе от полного вакуума до 250 атм, температурный режим от –200 до +600 °С). Но за это приходится расплачиваться размером — клапаны применяются только на трубах с относительно небольшим сечением (Ду 15–150). На трубах большего диаметра сила давления потока вещества на параллельно движущийся золотник значительно утяжеляет управление им.
Конструкция вентильного клапана существенно отличается — состоит из корпуса с внутренним седлом, которое перекрывается золотниковым затвором. Золотник приводится в движение поворотным шпинделем, двигающимся по ходовой гайке бугельного узла. Вращение шпинделю придается ручным штурвальным колесом или приводным электродвигателем.
По характеру подсоединения патрубков к трубопроводной сети бывают: вентиль фланцевый, муфтовый, штуцерный. По способу и материалу изготовления обычно бывают литыми (вентиль чугунный фланцевый, из алюминиевых, латунных сплавов) или стальными штамповано-сварными.
Несколько отличается по конструкции прямоточный, он же балансировочный вентиль. В его корпусе поток для минимизации гидравлического сопротивления максимально спрямлен. Его запирание производится золотником на наклоненном относительно оси трубопровода шпинделе. Он в наибольшей степени подходит для регулирования гидросопротивления (интенсивности тока).
Поток жидкости или газа в корпусе проходного запорного вентиля, как правило, совершает два оборота на 90 град., что обуславливает его сравнительно высокое гидравлическое сопротивление. Оно ограничивает его применение на трубопроводных магистралях в пользу более коротких распределительных трубопроводных сетей, трубопроводных систем машин и агрегатов.
Вентили имеют следующие плюсы
- короткий ход шпинделя при полном закрывании затвора;
- лучшие условия обеспечения герметичности перекрытия потока;
- минимальный износ трением уплотнений.
К существенным недостаткам относятся:
- большое гидросопротивление, что значительно повышает энергозатраты на прокачку среды, и требуемое давление в трубопроводе;
- ограниченный проходной диаметр, что не позволяет их применение на трубопроводах большого сечения (больше 15 см);
- наличие застойных зон, в которых скапливаются загрязнения.
По хозяйственному значению, различаются:
- вентиль водопроводный (вентиль для воды);
- газовый вентиль распределительной сети;
- вентиль на газовый баллон, и др.
Сравнительная таблица
движение вверх параллельно потоку
клиновидный либо шиберный;
движение вверх перпендикулярно потоку
при закрытии и открытии затвор перемещается на 1/4 Ду
штурвал, редуктор, электропривод, пневмопривод;
при закрытии и открытии затвор перемещается на полный Ду
Что лучше, задвижка или вентиль?
При всей их внешней схожести, разница между вентилем и задвижкой (в их инженерном понимании) заключается именно в способе запирания потока относительно его направления (параллельно и перпендикулярно, соответственно). Из этого вытекает различие свойств этих типов запорной арматуры, и отличие сфер их применения. Таким образом, постановка вопроса «что лучше?» является как минимум некорректной. Для каждого из этих типов в трубопроводном хозяйстве предусмотрено его особое место, где наиболее полным образом раскрываются его характеристики.
Осталось указать, что в обиходе существует значительная путаница в терминах, когда запоры вентильного типа несправедливо называют кранами. А полуоборотные краны, имеющие запирающие пробки в виде проворачивающихся тел вращения (шары, конусы, цилиндры) со сквозным отверстием в их теле, могут называть вентилями. Например, вентиль шаровый — это на самом деле шаровый кран, а терморегулирующий вентиль — клапан с термочувствительным элементом.
https://armashop.ua/ru/blog/chem-otlichaetsya-zadvizhka-ot-ventilya/#:~:text=%D1%87%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%20%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BA%D0%B8.%20%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%81,%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%2C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC%20%D0%B8%20%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.