Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов: плюсы и минусы

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов: плюсы и минусы

Сегодня транспортировка газа и нефтепродуктов оказывает большое влияние на развитие России и других стран. Для этого можно использовать практически любые виды транспорта, но наиболее распространенным является трубопроводный транспорт.

Чтобы понять, почему трубопровод используется для поставок газа и нефти практически на весь мир, необходимо ознакомиться с его характеристиками, преимуществами и недостатками.

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов: плюсы и минусы

Общая информация

Для начала следует отметить, что все трубопроводы делятся на три группы:

  1. Подземные газопроводы.
  2. Нефть и нефтепроводы.
  3. Трубы насосных компаний.

Особенность этого вида транспортировки сырья заключается в высоком давлении, при котором осуществляется весь процесс. Поэтому трубы, работающие с маслом, как правило, испытывают давление 4,0-6,4 МПа, а газопроводящие устройства — до 7,0 МПа. В связи с повышенным давлением на трубы в последнее время началось производство трубопроводов, способных выдерживать нагрузки до 10 МПа и более.

В связи с тем, что трубопроводы обычно имеют большую протяженность (несколько десятков тысяч километров), для их диагностики устанавливаются многочисленные средства их диагностики, расположенные непосредственно возле устройства. Эти диагностические инструменты:

  1. Линейные конструкции (петли, линии связи, станции защиты от коррозии и др).
  2. Насосные станции — строятся каждые 400-600 км трубопроводов.

Преимущества трубопроводного транспорта

К преимуществам использования газонефтепроводов можно отнести следующие параметры:

  • Низкая стоимость транспорта (по сравнению с другими видами транспорта).
  • Минимальные вложения в транспортировку грузов из одной точки в другую, а также быстрый износ устройства при его постройке.
  • Возможность создания кратчайшего маршрута доставки сырья — трубопровод можно проложить в любом направлении и на любом расстоянии.
  • Короткие сроки строительства.
  • Бесперебойная и своевременная доставка продукции в торговые точки вне зависимости от климатических условий (погода, температура, осадки и т.д.).
  • Практически весь транспортный процесс автоматизирован.
  • При перекачке утечки газа и нефтепродуктов практически отсутствуют.
  • Возможность транспортировки нескольких видов газа или нефтепродуктов одновременно по одному трубопроводу.
  • Возможность увеличения производительности устройства за счет строительства насосных станций и вторичных трубопроводов (петель).
  • Интенсивная работа в течение года (возможны короткие остановки в случае аварии или диагностики).
  • Возможность комплексно контролировать все элементы трубопровода и устройства в целом.
  • Снизить нагрузку на традиционные виды транспорта.
  • Простота использования и надежность.

Все вышеперечисленные преимущества сделали трубопровод одним из самых развитых и распространенных способов транспортировки сырья в мире. Кроме того, на рост спроса повлияло открытие новых нефтегазовых месторождений, которые находились на большом удалении от точек переработки и продаж.

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов: плюсы и минусы

Недостатки

Несмотря на большое количество преимуществ, трубопроводный транспорт имеет также следующие недостатки:

  • Строительство устройства требует больших капитальных вложений. Это делает целесообразным строительство трубопровода только при стабильных и регулярных поставках нефтегазовых продуктов.
  • Заполнение трубы газом, маслом или другим сырьем также требует значительных материальных затрат. Особенно это ощущается в ствольных устройствах, где высокие затраты связаны с большим расходом металла, низкой скоростью движения сырья (обычно не более 10 км / ч) и другими факторами.
  • «Жесткость» тракта устройства, поэтому требуются дополнительные капитальные вложения для снабжения продуктом новых выходов.
  • Узкая специализация: этот метод транспортировки специализируется в первую очередь на поставках нефти и газа.
  • Возможность нанесения ущерба окружающей среде, особенно если речь идет о подводном трубопроводе, выбросы которого негативно влияют на состояние воды и ее обитателей.
  • Сложность (а в некоторых случаях и отсутствие) прокладки маршрута в регионах со сложным рельефом.
Читать статью  Расстояние от газопровода высокого или среднего давления до зданий и сооружений

Сегодня основная проблема этого вида транспорта заключается в том, что потребности потребителей нефти постоянно растут и увеличить объемы поставляемого груза не так-то просто. Это можно сделать, увеличив давление в трубах или заменив их новыми большего диаметра. В России диаметр таких труб в большинстве случаев составляет 1020 мм, а в некоторых других странах эти размеры превышают 2000 мм. При замене труб на более широкие возникает новая проблема — необходимость новых затрат на выемку грунта и замену труб (помимо стоимости самого устройства). Поэтому государство до сих пор не решилось на этот шаг.

Повышение давления также является рискованным решением, так как труба может потрескаться и сломаться, что приведет к большой потере сырья, затратам на ремонт, а также приостановке доставки сырья до точки продажи или переработки (что также потребует дополнительных затрат).

Для чего это?

В 90% случаев конвейерный транспорт используется для реализации:

Транспорт аммиака и этанола, в отличие от газа и нефти, имеет ряд характеристик. Например, для аммиачного трубопровода требуются трубы с дополнительными стенками, между которыми заливается азот. В этом случае толщина стенки может составлять до 15 мм.

Этанол транспортируется только по трубам в Бразилию и США. Дело в том, что это вещество негативно влияет на состояние труб (вызывает коррозию, впитывает воду со стенок конструкции). К тому же такой трубопровод мало пользуется спросом, и его строительство попросту заблокируют.

Улучшение транспортировки нефти по российскому трубопроводу

Как известно, трубопроводный транспорт финансово выгоден по сравнению с другими способами доставки нефти. Формирование нефтепроводов на территории бывшего Советского Союза происходило по особым принципам размещения участков добычи и переработки нефти. Идея использования первого трубопровода для перекачки нефти и нефтепродуктов принадлежит русскому ученому Д.И. Менделееву. Именно он в 1863 году убедил общественность в преимуществах этого вида транспорта и объяснил, как именно он должен быть построен. Первым советским транспортом такого типа считается нефтепровод, построенный на Апшеронском полуострове для доставки нефти с Балаханского месторождения на бакинские нефтеперерабатывающие заводы. Его длина составляла всего 12 км, а диаметр труб — 75 мм. Проект принадлежит выдающемуся российскому инженеру В.Г. Шухову. В начале 21 века общая протяженность газопроводов из района Баку составляла 230 км. Ежегодно они поставляют около миллиона тонн продукции.

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов: плюсы и минусы

К 1917 году было построено несколько газопроводов, общая протяженность которых составила 1300 км, а средний размер трубы — 197 мм. Однако в те годы трубопроводы не могли конкурировать с развитым железнодорожным транспортом. Например, в 1913 году по трубопроводу Баку-Батуми перекачивалось всего 6% от общего объема дистиллированной нефти.

Ускоренное развитие российского газотранспортного транспорта началось после освоения Татарского, Башкирского и Самарского месторождений. Первый подземный трубопровод Уфа-Ишамбай появился в 1936 году. Его длина составляла 168 км, а диаметр труб — 300 мм.

Читать статью  Equinor решила построить первый в мире трубопровод для транспортировки углекислого газа

Он был предназначен для перекачки нефтепродуктов из «второй бакинской» скважины, проложенной на Уфимском НПЗ.

После освоения месторождений Западной Сибири строительство нефтепроводов получило новый виток.

Добыча нефти в этих регионах все больше разделялась региональным распределением добычи и переработки нефти, которая перемещалась в центральную часть России, Среднюю Азию и южные районы Сибири. Этот факт стал причиной переброски в этот район больших потоков нефти.

Начали строиться все более длинные и большие трубопроводы; Кроме того, в несколько раз сократились сроки строительства насосных станций и трубопроводов.

Этот вид транспорта приобрел большое значение при освоении месторождений Тюменской области. После увеличения добычи нефти в Западно-Сибирском регионе центральная часть России превратилась в основное направление транспортировки. В 1970-е годы произошел скачок в развитии трубопроводного строительства. Транзитные трубопроводы огромной длины имеют диаметр 1000 и 1200 мм. При этом под землей проложено 3,5 тыс. Км последних трубопроводов диаметром 720 и 1220 мм. Их количество составляло 70% от общей массы магистральных газопроводов. По подземным трубопроводам передано до 85% от общего грузооборота.

Магистральный транспорт газопроводов сегодня

Как известно, создание современной трубопроводной транспортной системы длилось несколько десятилетий. В их схему были включены технические средства более чем одного поколения.

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов: плюсы и минусы

Поэтому на данный момент все еще используется оборудование, произведенное в разное время разными компаниями и с разной технической документацией.

Неудивительно, что устаревшее оборудование, имеющее разные типы, но одинаковое функциональное назначение, делает систему менее надежной и требует больших трудозатрат и финансовых затрат на ее ремонт и обслуживание.

Качество труб, производимых в России, оставляет желать лучшего по сравнению с зарубежными аналогами. Лишь четверть из них соответствуют международным стандартам. Главный недостаток — недостаточное количество труб большого диаметра, которые сегодня пользуются большим спросом на российском рынке.

Будущее газопровода в России

Если учесть особую важность трубопроводного транспорта для экономики России, транспортные ограничения могут превратиться в одно из серьезных препятствий на пути реализации долгосрочных целей промышленной политики государства.

В связи с отсутствием развитой трубопроводной инфраструктуры в восточных регионах России разработка перспективных нефтяных месторождений в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, играющих огромную роль в развитии экспорта нефти в государства АТР, продвигается слишком медленно.

Поэтому создание и развитие нефтепроводной отрасли в России является наиболее актуальным направлением.

Особенности трубопроводного транспорта

Транспортировка по газопроводам обычно включает газо- и нефтепроводы. Прототипы трубопроводов — водопровод через бамбуковые трубы — известны с давних времен.

Первые трубопроводы были построены в середине 19 века в Америке. В России первые трубопроводы были построены в районе Баку и на Северном Кавказе в 1870–90-х годах по проекту русского инженера В. Г. Шухова.

Их диаметр составлял 100-200 мм, а длина превышала 1000 км.

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов: плюсы и минусы

Строительство газопроводов в основном началось в 20-30-е годы прошлого века. В нашей стране массовая промышленная добыча и прокачка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Трубопровод — практически единственный вид магистральной и местной транспортировки данного вида грузов.

Читать статью  Как Европа отказывается от российского газа - ИНФОГРАФИКА

Широкое строительство и использование газопровода на протяжении последних 50 лет обусловлено значительными изменениями в энергетическом балансе страны, увеличением доли нефти и газа до 70-75%. Производство и потребление природного газа растут особенно быстрыми темпами.

В связи с тем, что основные месторождения нефти и газа в России расположены в северных и сибирских регионах, удаленных от потребителей, важность трубопроводного транспорта очень велика.

Техническое оснащение — трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод, состоящий из сварных труб, как правило, из стали различного диаметра с антикоррозийным покрытием. Насосные станции с автоматическим режимом устанавливаются каждые 100–140 км. Груз в трубопроводе движется под давлением.

При перекачке газа компрессорные станции устанавливаются на линии на максимальном расстоянии 200 км друг от друга. К устройствам трубопроводного транспорта также относятся линейные узлы для подключения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в частности, для ремонта).

Транспортировка газопроводов делится на нефте- и нефтепроводы, магистральные, подводящие, резервуарные и газопроводы, магистральные и местные.

Транспортировка по трубопроводам эффективна на любые расстояния. Он в основном используется для газообразных и жидких нагрузок и для узкого диапазона твердых нагрузок. Транспортировка газопроводов характеризуется наиболее высокими темпами развития. В основном это касается развития трубопроводной сети.

Расширение трубопроводной сети было вызвано, в том числе, необходимостью отказа от транспортировки нефти и нефтепродуктов с железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Трубопроводную сеть необходимо расширять как единственный экологически безопасный и экономически выгодный способ транспортировки газа.

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов: плюсы и минусы

Особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса.

К основным технико-экономическим характеристикам и преимуществам трубопроводного транспорта можно отнести:

  • возможность повсеместной прокладки трубопроводов;
  • масса насосного размера;
  • наименьшая стоимость перевозки (если принять среднюю стоимость транспортировки за 100%, то по трубопроводам она составит 30%, по железной дороге — 80%, по автомобильным дорогам — 1600 %);
  • полная герметичность, что гарантирует абсолютную сохранность качества и количества груза;
  • полная автоматизация погрузочно-разгрузочных и перекачивающих операций;
  • меньшие начальные капитальные вложения;
  • независимость от климатических условий, а также отсутствие негативного воздействия на окружающую среду при надлежащей теплоизоляции;
  • более низкая себестоимость и более высокая производительность труда, что также связано с уменьшением количества людей, необходимых для выполнения перекачки;
  • большая эффективность работы на любом транспортном расстоянии по сравнению с другими видами транспорта.

Основные недостатки:

  • ограниченная специализация по типу нагрузки;
  • возможность утечки жидкостей или газов (экологическая проблема).

Технология эксплуатации трубопроводного транспорта характеризуется непрерывной перевалкой грузов.

Для увеличения производительности трубопровода, а иногда и просто для выполнения перекачки (например, особо вязких градусов той же нефти) возникает технологическая необходимость в изменении физико-химических свойств нагрузки, так как температурный режим, или вязкость, или другие характеристики при их производстве могут отрицательно сказаться на производительности подвижного состава. Поэтому в некоторых случаях необходимо проводить нагрев или понижение температуры, обезвоживание, перемешивание, дегазацию (разложение токсичных веществ, выделяемых химическими соединениями, на нетоксичные продукты) и другие действия.

https://centr-fuel.ru/poleznye-stati/truboprovodnaya-transportirovka-nefteproduktov.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх