Где применяются чугунные задвижки и как их правильно установить
Задвижки чугунные выполняют функцию запирающих устройств, позволяют перекрывать либо освобождать поток жидкой и воздушной сред. Изделия применяются в трубопроводных комплексах по переводу пара, нефтепродуктов, воды и т.д. Задвижки отличаются простым конструктивным решением, ремонтопригодны, долговечны. Разные модели предназначены для давления высокого, среднего, пониженного.
Что такое задвижка
Задвижки из чугуна позволяют перекрывать либо регулировать поток воды, давление газовых смесей в трубопроводах. Конструкция фиксируется с открытым либо закрытым вентилем.
Устройство состоит из:
- корпуса;
- запирающей части (в форме шибера, клина либо дисков, расположенных параллельно);
- шпинделя;
- электрического привода либо маховика;
- уплотнителей;
- корпусной крышки.
Особенности использования запорного устройства заключаются в простом конструктивном решении, компактности. Материал изготовления (чугун) обеспечивает износостойкость, долговечность, устойчивость к процессам коррозии, ремонтопригодность. Задвижка многофункциональна, т.к. подходит для разных сред.
Технические характеристики
Размеры задвижек чугунных должны совпадать с параметрами трубопроводных систем, нормативы зафиксированы в ГОСТ 9698.86, 3706-93. Размеры условного прохода варьируются от 40 до 2000 мм, параметры условного давления составляют 160-2500 КПа.
В длину элементы достигают 140-550 мм. Температурные режимы для функционирования чугунных устройств в системах водоснабжения и на производствах -15…+565°С. Рабочие параметры давления — 25 МПа. Задвижки подходят для труб с диаметрами 50-3000 мм. Среднее функциональное давление может достигать 1,6 МПа.
Стандартный период эксплуатации составляет около 8 лет. Изделия оптимальны для транспортировки разных сред (вода, маслянистые и кислотно-щелевые составы, пар, нефтепродукты и т.д.). С трубопроводом изделия соединяются фланцевым либо сварочным методом, с помощью саморезов, болтов и т.д.
Принцип работы устройство и схема
Задвижка относится к специализированной арматуре для трубопроводных систем. Затвор либо регулирующий элемент передвигается в конструкции по направлению перпендикулярно потоку жидкости либо газа.
Устройство задвижки позволяет закрыть поток жидких сред, посредством последовательного перекрывания соединительных дисков. Уплотнительные кольца на дисках и в корпусе размещаются в перпендикулярном положении относительно задвижки.
Конструкция может быть с выдвижным и невыдвижным шпинделем в зависимости от функционального назначения и размещения.
При установке задвижного устройства на трубе горизонтально маховиком в направлении вверх, шпиндель размещается вертикально. На трубопроводной конструкции вертикального типа маховик располагается «плашмя», шпиндель устанавливается горизонтально.
Виды
По конструктивному решению устройства подразделяются на:
- клиновые;
- параллельного типа;
- шиберные.
В параллельных задвижках чугунных фланцевых уплотнительные поверхности седельных элементов располагают параллельно. В составе затворного механизма 2 диска. Для достижения закрытого состояния элементы с помощью специального клина подтягиваются к седлам, останавливая пропуск химического либо газового состава.
В задвижках клиновых седла внутри корпуса расположены под наклоном. Затворный элемент выполнен в форме клина из плотного состава либо состоит из 2 дисков. Задвижки чугунные с обрезиненным клином применяются в конструкциях, требующих высокой герметичности, т.к. плотно фиксируют задвижку в закрытом состоянии.
Задвижка шиберная похожа по форме на параллельное устройство, однако снабжается 1 запорным диском. Конструктивное решение оптимально в трубопроводах с односторонним движением сред, не требующих высоких параметров герметичности запорного элемента. Агрегат монтируется в трубопроводных системах, перемещающих канализационные воды, пульпы, шламовые составы, воды с примесями и т.д.
Допустимое давление в изделиях может быть:
Устройства, функционирующие под невысоким давлением, снабжаются корпусом плоской формы.
Модели, работающие под средним давлением, имеют овальную форму.
Изделия, действующие под высоким давлением, снабжаются корпусом шарообразной конфигурации.
В соответствии с диаметром устройство может быть:
- полнопроходным;
- суженным.
Сниженное гидравлическое сопротивление устройства полнопроходного обеспечивается точной подгонкой диаметров трубы и задвижки.
Устройство суженное имеет диаметр меньше трубопроводного проема. Конструктивное решение способствует усилению гидравлического напряжения, при этом снижая изнашиваемость уплотнителей.
По способу управления различают системы:
- ручного типа;
- с электрическим приводом.
Задвижки ручного типа запускаются в движение с помощью маховика. Устройства применяются в системах с небольшим диаметром (до 150 мм).
Запорные устройства с электрическим приводом универсальны, однако наиболее часто применяются в крупногабаритных системах, размещенных в труднодоступном месте. Механизм оптимизирует работу, позволяя закрывать и открывать вентиль дистанционно.
Узловой механизм задвижки конструируется:
- с выдвижным шпинделем;
- с невыдвижным шпинделем.
Выдвижной шпиндель помогает уменьшить воздействие кислотно-щелевых составов на внутренние элементы запорного устройства. Конструктивное решение обеспечивает простой демонтаж и ремонт изделия. Ходовая гайка и резьба нанесены на внешнюю поверхность корпуса.
Шпиндель невыдвижного типа постоянно находится в кислотно-щелочной либо газовой среде. Элемент подвергается процессам окисления, коррозии, деформации от абразивных частиц. В рабочем состоянии доступ к элементу невозможен. Эксплуатационные условия приводят к быстрому износу изделия, требуется регулярная замена узловых соединений.
Сфера применения и преимущества
Задвижка чугунная является универсальной запирающей арматурой, оптимальной для трубопроводов с диаметрами 15-2000 мм.
Применяются изделия в сетевых инженерных путях:
- жилищно-коммунальной сферы;
- водоснабжения;
- газопроводных систем;
- нефтеперерабатывающих предприятий;
- энергетических комплексов;
- канализационных систем;
- водоснабжении (горячем, холодном);
- отопительных комплексах;
- транспортировочных трубопроводов.
Конструктивные особенности задвижки обеспечивают:
- универсальность применения (устанавливаются в конструкциях с разными температурными режимами);
- большую пропускающую способность;
- низкое гидравлическое сопротивление;
- высокую герметичность;
- простой уход.
Монтаж
Монтаж и ремонт запорных устройств зависят от вида конструкции, особенностей применения.
Запирающие устройства крепятся к трубопроводу методами:
- фланцевым;
- раструбным;
- муфтовым;
- сварным.
По общим правилам перед работами необходимо тестировать функциональность задвижки, открыть и закрыть устройство. На корпусе не должно быть трещин, сколов. При монтаже затвор устройства должен быть в положении «открыто».
Для трубопроводов с диаметром больше 100 мм необходимо сконструировать устойчивую опору под трубу с запорным элементом.
При установке объемных задвижек с помощью подъемных устройств рекомендовано применение монтажных проушин для корпуса заводского производства. Запрещено применение электрического привода, маховика, редуктора.
При бесканальном монтаже в подземных условиях необходимо выполнить основание в виде насыпи не меньше 200 мм.
Наиболее популярно для трубопроводов средних размеров фланцевое соединение. Метод оптимален для деталей с обрезиниванием, задвижка чугунная с обрезиненным клином предварительно проверяется на полную комплектацию, соответствие размерам, диаметрам. В каналы на пластинах крепятся уплотнительные элементы в виде колец.
Выбор прокладок обусловлен функциональными параметрами (давление, средняя температура).
Популярны уплотнители из:
- паронита;
- фторопласта;
- резины.
Уплотнитель из паронита используется в системах с температурой -50…+450°C, давлением до 63 бар.
Фторопластовый PTFE-уплотнитель применяется при функциональном давлении, ограниченном 70 бар, температурном режиме -120…+150°C.
Уплотнитель из резины EPDM применяется при невысоком давлении (до 16 бар), параметрах температуры 0…+60°C.
После установки прокладок фланцы соединяются, закрепляются с помощью болтов. Гайки необходимо плотно стянуть и проверить показатели герметичности устройства. При неплотном прилегании соединение закрепляется с помощью герметика.
После монтажа необходимо провести испытания на качество и надежность конструкции. Проверка производится с открытым либо закрытым проемом запорного устройства. Промежуточное состояние затвора не рекомендовано при испытаниях.
https://trubyda.ru/armatura/chugunnye-zadvizhki#:~:text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BA%20%D1%87%D1%83%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D1%8B%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85,160-2500%20%D0%9A%D0%9F%D0%B0.%20%D0%92%20%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%83%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%82%20140-550%20%D0%BC%D0%BC.